Из истории
Истоки Дня
народного единства "восходят к славным и героическим событиям 1612
года". Почти четыре столетия назад 4 ноября народное ополчение во главе с
купцом Кузьмой Мининым и воеводой Дмитрием Пожарским прогнало польских интервентов
из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени. Ополчение
Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской
истории, когда судьбу страны решил сам народ, "продемонстрировав образец
героизма и сплоченности вне зависимости от происхождения, вероисповедания и
положения в обществе."
6 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в
трех чтениях поправки в федеральный закон "О днях воинской славы"
(Победных днях России)". Одной из правок было введение нового праздника
День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного
дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. Основной причиной
переноса, по мнению большинства наблюдателей, стало желание полностью снять
ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической Революции (7 ноября 1917
года).
С 2005 года 4 ноября в России государственный
выходной. В этот день в разных городах нашей страны политические партии и
общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные
акции и спортивные мероприятия.
Кстати, мало кто знает, что еще в 1649 году указом
царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по
старому стилю и 4 ноября по новому) был объявлен государственным праздником.
Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция
отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась.
Таким образом, можно сказать, что "День
народного единства" совсем не новый.
Источник: http://www.russian-holidays.ru/doc/november/156
4 ноября Россия празднует День народного единства. Это
невыдуманный, реальный, отмечавшийся до революции больше двух с половиной
веков, а сегодня лишь возрожденный, но вобравший в себя новые смыслы праздник
Казанской иконы Божьей Матери. Он был установлен в середине XVII века в память
об освобождении Москвы в 1612 году от польских интервентов ополчением Минина и
Пожарского.
Забытые события
В начале ХVII столетия иезуиты затопили Русь "волной
самозванцев и "воровских людей". В этот период польского нашествия
(1605-1612), названный в народе "Смутным временем", Русскую Церковь
возглавлял великий исповедник православия - священномученик Ермоген, Патриарх
Московский и всея Руси. Он был почитателем Казанской иконы Пресвятой
Богородицы, явившейся в июле 1579 г. в Казани после гигантского пожара, автором
"Сказания" о ней и Службы ей.
В 1610-1611 гг. первый описатель Казанской иконы, будучи уже
Патриархом, как мог срывал планы передачи власти Владиславу и Сигизмунду,
призывал страну на борьбу с поляками, благословлял ополченцев. Его бросили в
тюрьму Чудова монастыря и уморили голодом в начале 1612 г. В 1914 г. он был
прославлен как святой.
Но тогда, в трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по
стране ширились усобицы и нестроения, Патриарх Ермоген, находясь под стражей,
сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в Казань
митрополиту Ефрему, пусть пошлёт в полки к боярам и к казацкому войску
учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабёж, сохраняли
братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев,
и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим
именем".
Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное
ополчение возглавил князь Димитрий Пожарский. Присоединившиеся к ополчению
казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы,
которую в Ярославле передали князю Димитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмёт
ополчение под Своё покровительство. В осеннюю непогоду двинулось наше воинство
на штурм Москвы.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду,
недостаток оружия и продовольствия. Завоеватели разоряли наши дома, глумились
над нашими святынями. Тогда большинство русских поняли, что Бог попускает эту
скорбь за грех богоотступничества; народ осознал, что любые несчастья в
Отечестве происходят только потому, что каждый из нас грешит. Причина несчастья
страны, беды государства - в грехе каждого. И тогда весь народ и войско,
пришедшее из Казани под водительством князя Димитрия Михайловича Пожарского и
купца новгородского Космы Миныча Сухорука, наложили на себя строгий пост во
искупление личных грехов и грехов всего народа.
Источник http://clubs.ya.ru/4611686018427414738/replies.xml?item_no=753